дочка плохо (по сравнению с другими детьми ее возраста) говорит. отклонений при рождении, за эти два года не было, ребенок родился очень здоровеньким.
слова примерно таковы: киса-“мяу”, собака – “апочка”, курочка – “ко-ко” и т.д. предложений нет.
сходила к хорошему неврологу: выписали пантокальцин, массаж, пальчиковая гимнастика. волнуюсь, успокаиваю себя, что еще не время, а стоит ли? ребенок все понимает, собирает цвета, фигуры, рисует, но говорить не хочет.
начинает повторять за мной (такое редко бывает) – невнятно (с ошибками) произносит слова.
а когда ваши дети заговорили? поделитесь опытом (особенно те, у которых такая же проблема была).
9 Ответов
вот нашла статейку во внешке: http://mamka.ru/2007/05/22/post636.html
Как протекает развитие вашего малыша знать важно и полезно. Чтобы разъяснить столь сложный и важный вопрос, я обратилась к материалам Олеси Жуковой, автором оригинальных методик обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, психического развития,
Большинство детей начинают говорить к концу первого года жизни. У некоторых малышей первые осмысленные слова появляются уже в восемь месяцев. Дети, которые рано начинают ходить и говорить, вызывают чувство гордости у своих родителей. Мамы и папы с радостью хвастаются успехами ребенка перед своими знакомыми, словно его достижения являются их собственными.
Однако сроки появления первых слов у малышей могут сильно отличаться. Ребенок, который не начинает говорить к полутора годам, вызывает у родителей беспокойство. Зачастую знакомые и близкие пытаются давать советы растерянным родителям. Обычно в такой ситуации высказывают несколько точек зрения.
«Если мама или папа малыша начали говорить довольно поздно, малыш тоже начнет говорить позже обычного». Иногда родители успокаивают себя подобным аргументом и не обращаются к специалистам, надеясь, что ребенок все же начнет говорить. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может решать только специалист.
«Мальчики обычно начинают говорить позже девочек, потому что они более ленивы». Весьма спорный аргумент! Некоторые мальчики проявляют большую смекалку и «говорливость» по сравнению со своими сверстницами.
«Нужно подождать, пока ребенок начнет говорить сам, потому что логопед занимается с детьми старше пяти лет». Устаревшая точка зрения. За последние десять лет ранняя диагностика речевых нарушений стала одним из главных направлений в логопедии.
Существует несколько основных причин задержки появления речи у ребенка. При темповой задержке речевого развития у малыша сдвигаются только сроки появления речи. Начав говорить, ребенок быстро догонит своих сверстников. Очень часто такие дети быстрее своих сверстников осваивают ходьбу, и, несмотря на отсутствие речи, они смышленые и любознательные. Задержка речевого развития может быть, если: у мамы малыша беременность и роды протекали нормально; на первых годах жизни у ребенка не было травм головного мозга и заболеваний центральной нервной системы; у малыша нормальный слух, богатый набор жестов и мимики, стойкий игровой интерес, хороший эмоциональный контакт с родителями, хороший познавательный интерес.
Одной из основных причин отсутствия речи у ребенка является снижение или полная потеря слуха. Без специального обучения дети со сниженным слухом не начинают говорить, или их речь очень искажена. У ребенка раннего возраста потеря слуха может наступить по нескольким причинам, таким как врожденное повреждение слуха; применение ототоксических антибиотиков, которые нарушают работу периферической слуховой системы; нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит).
Еще одна причина того, что ваш ребенок не говорит – первичное речевое недоразвитие (аллалия), которая возникает в результате повреждения речевых отделов коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. При этом нарушаются все стороны речевого развития ребенка: ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, резко уменьшается объем активного и пассивного словаря. Специалисты выделяют две формы аллалии. При моторной аллалии ребенок понимает речь, но не может говорить. При сенсорной аллалии одновременно нарушается понимание речи и способность говорить. И в том, и в другом случае ребенок не сможет научиться говорить без помощи специалистов.
При коммуникативных нарушениях (синдроме раннего детского аутизма) у ребенка отсутствует желание общаться с близкими, в том числе с мамой, и окружающими людьми, а в более старшем возрасте – со сверстниками. На первом году жизни ребенок не реагирует или плохо реагирует на звуки и зрительные стимулы. Очень часто такое особое поведение малыша расценивается как глухота или слепота. Но после тщательного обследования эти диагнозы не подтверждаются.
Раннее органическое повреждение головного мозга нарушает познавательное и речевое развитие ребенка. По отношению к детям раннего возраста специалисты не используют термин «умственная отсталость», поскольку они знакомы с компенсаторными возможностями раннего коррекционного обучения. Однако и в раннем возрасте выделяется группа детей, которым позже (после пяти лет) будет диагностирована задержка психического развития или умственная отсталость. Такие дети позже начинают удерживать голову, сидеть, стоять, ходить. Они не могут научится пользоваться горшком, есть с ложки, пить из чашки. Такие малыши не любознательны, не могут научиться различать форму, размер и цвет предметов. Отсутствие познавательных интересов нарушает речевое развитие ребенка.
Для того чтобы определить причину отсутствия или задержки появления речи у ребенка, необходимо пройти комплексное обследование у следующих специалистов: педиатра, невропатолога, детского психоневролога, сурдолога, логопеда, сурдопедагога.
Чтобы в домашних условиях проверить слух ребенка, понаблюдайте за поведением ребенка, ответив для себя на несколько вопросов. Если большинство ответов положительны – обратитесь к специалисту. Ваш малыш: слышит только очень громкие звуки; не реагирует на некоторые бытовые звуки, например не бежит к двери после звонка, не поднимает трубку звонящего телефона; не проявляет интереса к музыке; не реагирует на собственное имя; реагирует на вашу речь только в том случае, если вы подходите близко; не понимает вас, если не видит ваших губ и вы не пользуетесь жестами; не сопровождает свои игры звуками; часто «скрежещет» зубами; произносит звуки грубым или, наоборот, писклявым голосом; обладает «гнусавым» голосом; поворачивает к вам одно ухо, когда вы говорите с ним. Внимательное отношение и быстрая реакция на замеченные вами отклонения поможет предотвратить многие негативные последствия. Бдительная и заботливая мама лучший барометр здоровья малыша.
Я вот бы не стала волноваться по этому поводу и бегать по врачам. Но прилагать усилия по развитию речи – это ДА! “Прорывает” обчыно всех по-разному с 2 до 3 лет. Девочки обычно лучше мальчиков и раньше говорят. Доча у меня в 4 года уже читала, Предложения начала складывать только после 2,5, к 2 годам говорила около 10 слов и звуки животных, к 2,5 словарный запас значительно увеличился и начала говорить по 2-3 слова вместе.
Сын до 2 лет говорил только: мама, папа, баба, де, дя, на, кака, ня ну и непонятно что. За месяц т.е. в 2,1 он уже стал произносить звуки животных четко, появились четкие слова дай, на, ням, пить, сить (писять), ка (Какать), ляля, дядя, бака (собака), биби. Все понимает. Цвета еще не знает. отличает большой и маленький. Каждый день налицо прогресс. В развивайки мы не ходим, и с ним я не занимаюсь почти вообще и никто не занимается, хотя надо.
У нас диалоги происходят примерно так:
Идём по улице, она любыми обманными путями хочет залезть ко мне на руки:
– Вай-вай-вай-вай, мама бузя абит! Бузя абит, вай-вай, боня бузя боня! (пузо болит, больно)
– Какать хочешь? Пошли домой.
– Ниееееть, сё, ни абит!…..
– Вай-вай-вай, мама, дёди абять, абять дёди, вай-вай-ой-вай, азими али сюли (ноги болят, возьми на руки. Только вот чё к чему али сюли одной ей известно)
– Устала? Пошли домой.
– Ниееееть, ни абять, дёля абить, на Тиню али сюли! (горло болит, возьми Тину на руки)
– С больным горлом ножками ходят!
Падает на коленки:
-Вай-ой-вай-вай, мама, сё абить, пася ни мадю, азими али сюли (всё болит, идти не могу…)
Так может продолжаться до бесконечности. Она у меня вообще “г” и “к” не произносит, заменяет на “д” и “т”.
– Мама, де дясёть? Тятять Тиня будить! (Где горшок, какать Тина будет)
Уже воюю с ней по этому поводу целый год, без результатов
волноваться не надо
а вот проверить щитовидку можно, сходите к хорошему эндокринологу, пожалуйтесь на плохую речь и он Вас направит на узи, кровь из вены на гормоны, ну и кровь из пальца если давно не сдавали – только после этих анализов он может Вам сказать в норме ли щитовидка, она может оказаться в норме и тогда Вы знаете что и тем более не нужно ни о чем беспокоиться
или может оказаться что щитовидке нужна помощь(а помощь это просто препараты йода, он нужен для развития щитовидки а в нашем регионе мы его с едой получаем мало) и это тоже не страшно и не повод для волнений – поможете щитовидке и все будет вообще в шоколаде
гормоны щитовидной железы называют “гормонами интеллекта”, будет только лучше если мы уделим внимание щитовидке
анализы лучше сдавать в порядке: сначала узи а потом кровь – ну на узи уже будет видно немного что к чему, вдруг там все отлично просто и тогда можно кровь не сдавать совсем, узи как и кровь из вены отлично делают в первой детской больнице(это что на московском тракте) я сама была в шоке когда мою ляльку в два года отправили кровь из вены брать, а там так четко все сделали, ребенка отвлекли и он даже и не смотрел что там делают и попискивал только, даже и не разревелся, это при том что у нас снятие лейкопластыря – эпопея
мне тоже кажется не стоит волноваться по такому поводу – у меня племяшка только в 3г стала говорить, кода в сад пошла! и патологии ни какой не ставили. а сын в год уже удивлял!но потом затих. у кого только не узнавала – говорили,что набирает словарный запас!
моя доча до 2 лет изъяснялась в основном мычанием и некоторым подобием слов: “аф- тяф”- собака, кошку вообще никак не называла, корова- “му”, ну и несколько слов- “мама”, “папа”, “баба”, “титя”, “ням”, и какое- то сонорное звучание слога “ку”- это означало “суп”)))))) и все! только в 2г и 2 месяца стала постепенно произносить “настоящие” слова.. сейчас ей 2г 7м, и говорит все почти, причем довольно- таки чисто)) слово “эксковатор”- просто супер в ее озвучании)))))))
Моя дочка примерно к 2,5 г начала предложения простые составлять: мама пить, мама рисовать и т.д. Причем из многих слов говорила окончания: рисовать– ать. В 2г 8м она старалась большое предложение сказать, если не могла выговорить, то я внимательно ее слушала и маленько поправляла, как правильно сказать. В 2г 10м ее прорвало — начала болтать и говорить полностью слова. Не все звуки, конечно, выговаривает.
По себе помню: меня маленькую учили языком делать разные движения, была сказка про язычок, как он просыпался, умывался, убирал свой домик, выглядывал на улицу и т.д.
В эту же игру я учила дочку играть, чтобы умела языком хорошо шевелить и могла хорошо разговаривать. Попробуйте! будет весело.